Разрушающий контроль

Разрушающий контроль – один из способов проверки качества выпускаемых отливок. При проведении такого вида контроля деталь разрушается, поэтому он проводится на выбранном количестве экземпляров из партии отливок. Часто разрушающий контроль проводится на первом выпущенном экземпляре отливки.

В ходе контроля качества проверяется соответствие фактически изготовленной отливки требованиям чертежа. Как правило, чертежом задаются геометрические размеры отливки (с учетом стандартных литейных отклонений размеров), параметры по химическим и механическим свойствам материала. Для литья также определяют балл пористости, наличие пустот и неметаллических включений в теле отливки, шероховатость поверхности. Многие отливки также проверяются на герметичность. Как правило, высокая плотность металла нужна не везде, а в определенных зонах отливки, например, в местах расположения резьбы.

Разрушающий контроль отливки

Современные методы контроля дают возможность проверить большую часть параметров без разрушения отливки. Рентген-контроль позволяет проверить внутреннюю структуру материала, 3D сканирование позволяет определить геометрические размеры и сравнить их с исходной математической моделью отливки.

Когда нужен разрушающий контроль?

3D сканирование и рентген-контроль – дорогостоящие операции. Их целесообразно проводить, когда себестоимость отливки высокая, сопоставима со стоимостью таких работ. Часто отливку дешевле распилить и измерить, чем работать с облаком точек после 3D сканирования.

Разрушающий контроль отливки

Другой случай – сложные отливки, для которых нет возможности определить геометрические размеры скрытых полостей ручным инструментом или 3D сканированием.

Как правило, отливку разрезают ленточной пилой в местах возможного скопления дефектов: по бобышкам, толстым стенкам, массивам металла. Также при резке учитывают возможные измерения.

Разрушающий контроль отливки

Для проверки сложных криволинейных поверхностей приходится совмещать методы разрушающего и неразрушающего контроля: сначала отливку разрезают, чтобы были видны внутренние каналы или лопасти, а затем проводят 3д сканирование.

По результатам разрушающего контроля производят доработку технологии или модернизацию модельного комплекта, если выявлены отклонения.